Внимание. Статья написана фотографом - непрофессионалом.

Возможно, некоторые суждения могут показаться возмутительными.

В этом случае, немедленно, чтение нужно прекратить и пойти выпить чашечку - другую кофе.

А для дискуссии есть E-mail  и телефон внизу страницы.

 

Фотосъёмка в циклораме

     Особенности фотосъёмки в циклораме с точки зрения геометрии и финансов.

 

    Момент 1.  Стена - фотосъёмка без циклорамы.

     Стена граничит с полом без закругляющего элемента . Модель установлена вплотную к стене (фону). Все используемые фотообъективы вынуждены работать, как можно ближе к модели, чтобы в кадр не "лезли" пол и потолок.  Учитывая, что у объектива с F=28 мм. угол зрения равен 75,4 град., Расстояние до объекта не более 1,5-2,0 м. Параллакс оказывает максимальный эффект. Модель "загибается" вокруг наблюдателя. Использование Диннофокусного объектива ограничено только Глубиной помещения. Объектив от F=65 мм. неизбежно "режет" ноги модели.

 

     Можно, конечно, отодвинуть  объектив подальше, но тогда, в кадр, неизбежно, попадают и Пол и Потолок.  Очень немногое фотостудии могут похвастаться высокими потолками. В большинстве случаев высота потолков в пределах 3,0 - 3,2 м..

 

Домашние фотостудии могут довольствоваться  высотой 2,8 . А то и меньше. Надо быть очень "высоким" профессионалом, чтобы создать интересное решение в таких некомфортных условиях.

 

     Съемка у стены - настоящая школа для начинающих фотографов. Профессионал, конечно и у стены сделает вам вещь. Стена в такой фотографии начинает жить своей жизнью. Кадр  строится на споре между моделью и стеной. Кто активней. Да это самостоятельный жанр.

 

     Конечно, есть любимый фотошоп, пару часов на чистку фона. И, что-то "высосанное из пальца" на колёсике мыши,  украсит Портфолио "размазанной по стенке" фотомодели.  Речь о ростовой Фэшн-съёмке не идет совсем. Одним словом, при такой съёмке, необходимо проявление максимального Профессионализм, либо непритязательные фотографии ( семь избитых поз) как следствие. Но это дело вкуса каждого фотографа.

 

     Вот сейчас только не нужно начинать спорить и обсуждать  возможности Фото у стены. Не нужно. Здесь речь не о жанрах , а о возможностях, которые представляет Циклорама. У Стены другой потенциал. Фотостудии с чисто "стеновым" направлением занимают на наш взгляд до 80% от числа фотостудий.  Жанр очень интересный, хотя и весьма однобокий. Развитие фотостудии, вынужденно, идет по стандартному пути. Создаются многочисленные фактурные и ситуационные решения кадра. Но всегда в кадре есть нижний угол Стена-Пол. Либо модели слегка купированны (без ног).

Эффективная высота кадра равна высоте стены.

Высота потолка в таких студиях прямо влияет на  возможности съёмки . Но может влиять ещё и непропорционально на цену аренды такой студии.

 

    Момент 2. Циклорама Стена-Пол. (Тип 1А).

 

    Посмотрите на схему. Уже немного лучше. Фронтальная Стена соединилась закруглением с Полом. Высота стены по-прежнему равна 3,0 м. А эффективная высота  кадра  выросла ( точнее опустилась) на целый 1,0-2,0 м.   Появилось пространство под ногами модели. Можно смело использовать монохромный фон. Модель начинает "подвисать" в воздухе.  Фотообъективы  от F=28 мм. до F=85 мм.  Чем длиннее фокус, тем дальше от фона можно отодвигать модель . Тем меньше Глубина резкости, тем меньше  влияние фактуры задней стены. Правда необходимо пространство сзади. Нужно будет отодвинуть объектив от модели  на 3 - 4 её высот. Если есть куда отодвинуться назад, то Вы один не из многих. Опять другая проблема.  Чем глубже пространство фотостудии, тем дороже её аренда :-) .

 

     Всё время имеем в виду съёмку с минимальной последующей обработкой . Нам не нужен Потолок в кадре. Категорически не нужен.

 

     А если поднять ось  объектива  выше модели и снимать сверху вниз. Имеет право быть и такой взгляд.  Но Модель будет как бы "выглядывающая из подземелья".  А невысокие Модели станут ещё более невысоким, если не сказать - совсем низкими. Хотите сократить ноги, снимайте выше горизонта глаз Модели. Хотите Модель с ногами "от зубов",  ось объектива - ниже горизонта глаз и  теперь уже Вы глядите снизу вверх. Но для этого нужен высокий задний фон. То есть в домашней фотостудии  ( потолок до 3,0 м.) таких кадров нормально не построить.

     Выдвижение Пола вперёд (Пол - строго в цвете заднего фона),  на расстояние высоте стены сзади. Больше не имеет смысла. Так как  выдвигание модели вперед ограничено  лучом от объектива до верхней границы стены. Точнее, необходимым пространством заднего фона над головой Модели.  При этом в кадр попадает участок пола не более высоты задней стены. Следовательно дальше отодвинуться от фона нельзя. В кадре появится потолок.

 

     Циклорама с нижнем "круглым углом" самый распространенный тип циклорам.  Минимум вложений и Ваша фотостудия  поднялась на голову над "серой массой" интерьерных фотостудий. Вы стали называть себя Профессиональная фотостудия более законно. Теперь к Вам стали заглядывать Профессионалы, Фэшн-съёмка, рекламная съёмка.

 

     Циклорама не только раздвинула пространство вашей фотостудии, но и раздвинула  Пространство, занимаемое Вашей фотостудией в Вашем городе. Вы подняли  Статус студии на целую голову над "головами толпы". Всё потому, что эффективная высота кадра стала больше высоты стены. Эффект от использования такой циклорамы в денежном выражении  начинает окупать затраты на её изготовление. Пусть не быстро, но постоянно.

 

     Момент 3. Циклорама Пол-Стена-Потолок. (Тип 2А).

 

     Сказав "А", скажем и "Б".  Сделав круглый Пол-Стена, если стена ниже 3,5 м., мы сразу же почувствуем, как остро не хватает высоты заднего фона. В высоком помещении фон высотой больше 4 метров поставит другую проблему . Как его осветить однородно. Только дополнительные светильники смогут выровнять задний фон. Дополнительные расходы на оборудование. Эконом-класс не пройдет. Нужна "тяжелая" (проф.) артилерия.

     Если у Вас в студии потолки ниже 3,5 м, то Вы даже в чем-то выигрываете. Гораздо меньшую цену Вы заплатите, если завернете Стену в Потолок  над головой модели. Не нужно высокое (дорогое) и холодное зимой помещение и дополнительное оборудование. Высоту кадра Вы будете иметь, скажем 7 м.  Неплохо?  Это при высоте потолка всего 3,0 м.  Теперь у Вас  есть все основания заявить о профессионализме Вашей студии.

     Даже начинающий фотограф способен в такой циклораме  выдать неплохие, с технической стороны, работы.

 

      Глубина и Высота такого пространства позволит  применить и новые виды съёмки. Летящие, "порхающие" и прочие безопорные кадры.  Динамическую подвеску, Прыжки. Модель располагается в пространстве, а не на полу.

                 В середине потолка два скрытые скобы позволят осуществить динамическую подвеску модели на трапеции. Теперь модель может зависнуть в кадре без прыжка.

     Теперь, без оглядки, вы можете экспериментировать с положением оси объектива относительно горизонта глаз. Количество объектов в кадре будет ограничено только шириной циклорам. На фото справа модель занимает почти половину высоты кадра. А ведь высота этой циклорамы равна 2,83 м. И там это еще не предел. В Вашей студии теперь  появились новые клиенты - Рекламная съёмка, Фэшн-съёмка.  Фотозвезды вашего города теперь имеют шанс получить в своё Портфолио  профессиональные фото в циклораме. Снэпшоты (snapshots), тесты на нейтральном фоне и другие обязательные виды фото моделей на нейтральном фоне.

     Цвет фона меняется одной сменой фильтра. Перекраска циклорамы потребуется только, если Вы решите использовать Хромакей достаточно долгое время.  Глубина резкости пространства, например, для объектива F=85 мм., при диафрагме 2,8, на расстоянии 5 м. составит где-то 4,8-5,3 м. То есть 50 см глубины. Это значит, что фон в 2 метрах за моделью будет размыт полностью. Сгладятся все  недостатки освещения. Фон станет равномерно окрашенный. Можно считать, что это и есть хромакей. Прежде чем перекрашивать попробуйте сначала поработать с цветными фильтрами.

     Использование объективов  с различным фокусным расстоянием и диафрагмирование позволит Вам точно подбирать Глубину резкости. Захватывать в поле резкости объекты за Первым планом или, наоборот, исключать их. Одновременно меняя ракурс съемки. Использовать двигающийся в кадре объект - прыжок, полет. Всё это время объект съёмки будет продолжать находится на одном и том же фоне. Не вылезая за границы фона. Просто их теперь нет. Ну, или почти нет.   Циклорама с верхним и нижним закруглением раздвинула высоту задней стены в 2-3 раза. И возврат вложенных средств, возможно, в 2 раз превысит результат Момента 2

 

 

    Момент 4. Циклорама Пол-Стена-Стена. (Тип 1А-1В-1С-1Уг).

 

     Ранее упоминался несколько раз один и тот же аспект съёмки в циклораме. Соорудив  циклораму типа 1А или 2А, Вы решили  неограниченность съёмочного пространства в вертикальной плоскости. Но по- прежнему есть некоторое ограничение по Горизонтали.

      Если фронтальная ( при съёмке) стена имеет ширину 4 м. то поле плоскости, в котором находится модель, по ширине составит 1,5 - 2,2 м.  Будет действовать тоже правило из  Момента 1. Только повернутое на 90*. Прыгнуть вверх модель может. Но в бок движение ограничено.  Ширина стены 6 м. даст Вам ширину съемочного поля -3 м.  Для увеличения ширины модель должна быть придвинута  к задней стене. Не очень комфортно. А если ширина стены - 3м. То кадры совсем "по стойке смирно".

      Справа на фото мы видим, что потолка в такой схеме нет. Данная схема применима при высоте стен от 3,5 м. и выше . Что же делать?

     Ответ ясен. Возникает боковая стена. Слева или справа, в зависимости от того, куда глубже будет съёмочное пространство. Или сторону продиктует "география" Вашей студии (двери, окна, коридоры).

     В случае с появлением боковой поверхности, сработает тоже правило: Вы получаете визуальное расширение пространства на 1\2 линейного размера этой части. Стало быть, при ширине фронтальной стены 4 м. и Боковой стены 3 м., эффективная ширина кадра растянется до 6 м.. Есть  в асимметричной схеме один технически нюанс.  Для полноценного использования появившихся возможностей, точка съёмки должна сместиться (по горизонтали) в противоположную сторону.  Но если есть возможность для двусторонней съёмки. То это еще одна степень свободы для фотографа.  Не меняя положение модели, фотограф смещается сам в нужную точку. Иногда нужно "обстрелять" удачную позу с разных сторон. Модель, чтобы не потерять с трудом найденную позу, остается неподвижной. Двигается фотоаппарат.

     Ещё одна особенность такой циклорамы. В ней появился новый элемент - Сферический угол. В большинстве неудачных циклорам, именно этот угол  является "слабым звеном". Некачественное его исполнение ( видны градиенты, рубцы, швы) заставляет при обработке, либо вручную вычищать кадр, либо повышая Экспозицию, осветлять тон. Что, создает лишнюю работу и трату времени. Если у Вас Циклорама, а не циклорама, то этот угол должен быть идеально правильным.

 

     Момент 5. Циклорама Пол-Стена-Стена-Стена. (Тип 1А-2В-2С-2Уг).

 

    Места мало, а потолки в студии высокие. Больше 4,0 м. Высоты для построения большинства кадров хватит. Ну не будет слишком высокого вертикального перемещения модели.  А вот ширины не хватает. Есть 4-5 м., а хочется 7-10м. Только одно решение - третья рабочая стена. Своего рода театральная сцена.

     Третья стена (справа или слева)задаёт возможность движения  по горизонтали, и модели, и объектива практически неограниченно.  Точки съёмки в горизонтальной плоскости находятся в широчайшем (максимальном) секторе. В вертикальном направлении доступна Вся верхняя полусфера. От Сверху- вниз, до Прямо ( в лоб) . и немного с ракурса - Ниже горизонта глаз. Т.е. Снизу- вверх. Настолько снизу, насколько не начнет появляться в объективе верхняя кромка циклорамы, или потолок.

      Широкая циклорама такого типа, позволяет вести съёмку группы моделей . Даже если, ширина фронтальной стены до 4 м., удобство работы в такой циклораме неоспоримо. Пространство за спиной фотографа желательно. Но, измерив на масштабной схеме, размеры помещения и наложив на неё графические конуса  Ваших объективов, вы можете ещё до строительства циклорамы увидеть возможные перспективы и ракурсы будущих съёмок. Так же и в готовой циклораме. Не тратя денег на аренду. "Отработать" циклораму с помощью схем в масштабе. Для матерого Фотомастера, возможно, это и не требуется. А вот Профессионал не позволит себе тратить деньги на "холостые выстрелы". Схему "неродной" циклорамы в масштабе  Вам всегда смогут предоставить владельцы циклорамы. По крайней мере им интересно видеть в Вас (фотографе) своего постоянного и главное, успешного пользователя Их циклорамы. Начинающие профессиональные фотографы могут сэкономить таким образом, весьма солидную часть своих , с трудом заработанных, денег.

 

    Момент 6. Циклорама Пол-Стена-Стена-Потолок. (Тип 2А-1В-2С-2Уг).

 

    Места мало,  ширина сторон пространства под циклораму:  Ширина 3 м. х Высота 3 м. х глубина 3 м. Самый тот случай, чтобы собрать плавно обе Стены в Потолок. Полученное эффективное пространство в кадре можно оценить как 5 х 5 х 5 м. Практически, по форме, это 1/8 сферы.  Не самая большая, но для маленькой студии это решение Можно назвать Панацеей.

     А вот "Золотым сечением" для циклорамы в маленьком пространстве будет:  Ширина 5 м. Высота 4 м. Глубина 3 м.  А если для съёмки доступны обе стороны . То вы обеспечены максимальными возможностями по минимальной цене. Жизни не хватит изучить и попробовать все ресурсы такой циклорамы.

     При строительстве такого типа циклорамы, необходимо определиться с доминантным (преимущественным) направлением съёмки. Лучше, чтобы одно из двух боковых направлений в Глубину пространства, за спиной фотографа, позволяло  максимально отодвинуться от циклорамы. Конечно, насколько позволит  это сделать  помещение для циклорамы. Даже если компоновка циклорамы  станет немного несимметричной. Большая глубина назад позволит применять длиннофокусную технику.

     На фото слева, расстояние до дальней стены (ширина стены-5 м.) около 9 м.  Стена слева - 4,2 м.  Высота Циклы - 2,82 м. Модель (стул) на расстоянии 2,0 м. от фронтальной и 2,0 м. от левой стены.

 

    Момент 7. Циклорама Пол-Стена-Стена-Стена-Потолок. (Тип 2А-2В-2С-4Уг).

 

    Места совсем мало. Ширина до 4 м. Высота потолка до 3 м. Глубина меньше 3 м. Вообще, может даже циклорама  в квартире, на дому. А снимать хочется  профессионально.

    Циклорама - Золотое Яичко! Единственный выход из положения.  И суть здесь в том, что даже при малых габаритах. Это самое лучшее пространство для съёмки. Оно максимально приближено к Сфере. В малом пространстве Телевиком особо не поснимаешь. Но в этой циклораме и со среднефокусным  трансфокатором можно чудеса творить.

     Золотое не из-за цены, а из-за  "золотого"решения пространства. Доступны все мыслимые ракурсы. Глубина постановки модели и съёмки  оптимизируется при любых  размерах циклорамы.  Главная характеристика - всё Кругло, как внутри Яйца.

 

      Минимальные "реальные" размеры такой циклорамы: Ш-2,6 м. х В-2,6 м. х Г-2,0 м.

Так мы пришли к понятию Мини-Циклорама.

 

Автор статьи: Сафронов  А.В.

e-mail: lestnica72@yandex.ru

Copyright © 2017

 

Момент 1, Момент 2, Момент 3, Момент 4, Момент 5, Момент 6, Момент 7.